Главная   >   Слово пастыря

Иеромонах Иларион (Соколовский)

"ПРЕД ЛИЦЕМ СОЛОМОНОВЫМ"
(венок притчей)

 

«И советовался царь Ровоам со старейшинами, которые предстояли пред лицем Соломона, отца его, при жизни его…» (2 Пар. 10, 6). Отчего же советовался с ними? Разве они так мудры или многоопытны, каков был царь Соломон? Отнюдь нет, – совсем другие люди, хотя и старейшины. Но многие годы предстояния Соломону сделали их свидетелями божественного света, и память сердец их запечатлела особым образом сей отсвет и изменила их самих. Ибо мудрость сам Бог вложил в сердце Соломона (2 Пар. 9, 23).

«Блажен человек, который всегда пребывает в благоговении, а кто ожесточает сердце свое, тот попадёт в беду» (Прит. 28, 14). Вот чему научились сердца старейшин за годы их общения с царём. Обрести доброе сердце – нелёгкий труд. «Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его» (Прит. 29, 11). И не говорится, что это легко сделать, – но обретается мудрость только так, и чтобы благодать Божия осенила человека, тот не должен ей противиться, то есть должен делать то, что она велит ему делать.

Опыт благоговения и страха Божия – вот каким нектаром взращивался народ израильский. И это был, есть и будет самый верный признак и способ истинного богопознания. «Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь» (Прит. 29, 23).

Потому сказано: «Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей» (Прит. 29, 17), а «Если с детства воспитывать раба в неге, то впоследствии он захочет быть сыном» (Прит. 29: 21). Таков закон, а: «Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва – мерзость» (Прит. 28, 9).

«Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его» (Прит. 3, 27). Но: «Не соревнуй человеку, поступающему насильственно, и не избирай ни одного из путей его; потому что мерзость пред Богом развратный, а с праведными у Него общение» (Прит. 3, 31-32).

«Больше всего хранимого храни сердце твое; потому что из него источники жизни» (Прит. 4, 23). «Светильник Господень – дух человека, испытывающий все глубины сердца» (Прит. 20, 27). «Скажешь ли: "Вот, мы не знали этого"? А Испытующий сердца разве не знает? Наблюдающий над душою твоею знает это и воздаст человеку по делам его» (Прит. 24, 12).

«Не негодуй на злодеев, и не завидуй нечестивым: потому что злой не имеет будущности, – светильник нечестивых угаснет» (Прит. 24: 19-20). «Не говори: "Я отплачу за зло"; предоставь Господу, и Он сохранит тебя» (Прит. 20, 22). «Не говори: "Как бы он поступил со мною, так и я поступлю с ним, воздам человеку по делам его"» (Прит. 24, 29), «Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся...» (Прит. 24, 21).«Кто стережёт смоковницу, тот будет есть плоды её; и кто бережёт господина своего, тот будет в чести» (Прит. 27, 18). «Люди развратные возмущают город, а мудрые утишают мятеж» (Прит. 29, 8).

«Если ты в день бедствия оказался слабым, то бедна сила твоя» (Прит. 24, 10). «Видал ли ты человека, мудрого в глазах своих? На глупого больше надежды, нежели на него» (Прит. 26, 12). «Если ненависть прикрывается наедине, то откроется злоба его в народном собрании» (Прит. 26, 26). «Лучше открытое обличение, нежели скрытая любовь. Искренни укоризны от любящего, и лживы поцелуи ненавидящего» (Прит. 27, 5-6). «Обличающий человека найдёт после большую приязнь, нежели тот, кто льстит языком» (Прит. 28, 23).

«Кто надеется на себя, тот глуп…» (Прит. 28, 26). «Как не хорошо есть много мёду, так домогаться славы не есть слава. Что город, разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим» (Прит. 25, 27-28). «Благоразумный видит беду, и укрывается; а неопытные идут вперёд, и наказываются» (Прит. 27, 12). «Человек малоумный даёт руку и ручается за ближнего своего» (Прит. 17, 18).

«Как птица, покинувшая гнездо свое, так человек, покинувший место свое» (Прит. 27, 8). «Да не уклоняется сердце твое на пути её [блудницы], не блуждай по стезям её; потому что многих повергла она ранеными, и много сильных убиты ею: дом её – пути в преисподнюю, нисходящие во внутренние жилища смерти» (Прит. 7, 25-27).

«Благословение Господне – оно обогащает, и печали с собою не приносит» (Прит. 10, 22). «Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся» (Прит. 10, 27). «Путь Господень - твердыня для непорочного и страх для делающих беззаконие» (Прит. 10, 29).

«Придёт гордость, придёт и посрамление; но со смиренными - мудрость» (Прит. 11, 2). «Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит» (Прит. 11, 12). «От высокомерия происходит раздор, а у советующихся – мудрость» (Прит. 13, 10). «Страх Господень – источник жизни, удаляющий от сетей смерти» (Прит. 14, 27). «У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость. Кроткое сердце – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей» (Прит. 14, 29-30). «Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость» (Прит. 15, 1).

«Весёлое сердце делает лице весёлым, а при сердечной скорби дух унывает» (Прит. 15, 13). «Надежда, долго не сбывающаяся, томит сердце, а исполнившееся желание – как древо жизни» (Прит. 13, 12). «Желание исполнившееся – приятно для души; но несносно для глупых уклоняться от зла» (Прит. 13, 19). «Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение» (Прит. 15, 33).

«Иной сыплет щедро, и ему ещё прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однакоже беднеет» (Прит. 11, 24). «Кто удерживает у себя хлеб, того клянет народ; а на голове продающего – благословение» (Прит. 11: 26). «Благотворительная душа будет насыщена; и кто напояет других, тот и сам напоен будет» (Прит. 11, 25). «Плод праведника – древо жизни, и мудрый привлекает души» (Прит. 11: 30).

«Что снимающий с себя одежду в холодный день, что уксус на рану, то поющий песни печальному сердцу» (Прит. 25: 20). «Сытая душа попирает и сот, а голодной душе всё горькое сладко» (Прит. 27, 7).

«И объяснил ей [царице Савской] Соломон все слова её, и не нашлось ничего незнакомого Соломону, чего он не объяснил бы ей» (2 Пар. 9: 2). Царица же Савская отвечала: «Блаженны люди твои, и блаженны сии слуги твои, всегда предстоящие пред тобою и слышащие мудрость твою!» (2 Пар. 9, 7).